Со стороны регуляторов.
ЯРИНФОРМ начинает серию публикаций об инвестиционном климате в Ярославской области. Оценка его состояния в российских регионах производится несколькими организациями, и одним из авторитетных источников является Агентство стратегических инициатив (АСИ). Редакция познакомилась с документом АСИ, в котором подробно рассмотрены параметры, влияющие на условия привлечения инвестиций в Ярославскую область.
В АСИ используют систему оценки, которая делит регионы на пять групп от «А» — отлично до «E» — неудовлетворительно. Если подробнее, то выходит следующая схема. В группу А входят регионы-лидеры по рассматриваемому показателю. В группу В — преуспевающие субъекты. В группу С — регионы с умеренными показателями. В группу D — субъекты с показателями ниже среднего. И, наконец, в группу Е — регионы отстающие.
Всего оценка производится по 67 показателям, которые объединены в четыре направления: «Регуляторная среда» — 27 критериев; «Институты для бизнеса» — 19; «Инфраструктура и ресурсы» — 12; «Поддержка малого и среднего предпринимательства» — девять.
Сегодня мы рассмотрим, как изменились в нашем регионе в 2023 году показатели по направлению «Регуляторная среда». Все данные будем сравнивать с 2022-м.
Заметно хуже стало с оценкой деятельности органов власти по выдаче разрешений на строительство. В Ярославской области за год этот показатель упал сразу на две группы — с А на D. Выросло и общее количество процедур, необходимых для получения заветной бумаги (В → С), а также и время её ожидания (В → С).
В похожей ситуации оказалась и оценка деятельности органов власти по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Показатель резко упал с А на D. Выросло и среднее время ожидания — с группы В на С. А вот среднее количество процедур, необходимых для получения регистрации, осталось прежним (В).
С подключением к электроэнергии ситуация хоть и ухудшилось, но не так заметно. Так, эффективность подключения к электрическим сетям снизилась сразу с А на С. Время ожидания выросло, теперь этот показатель эксперты АСИ отнесли в группу С, хотя в 2022 году была В. Не изменилось только общее количество процедур по подключению — В.
Оценка эффективности подключения к газопроводу осталось прежней — С. Количество процедур тоже не изменилось (С), а вот время подключения выросло с В на С.
Похвалить можно ответственных за водопроводные сети. Среднее время подключения к водоснабжению сократилось (С → В), количество необходимых для этого процедур осталось прежним (В). И если с эффективностью подключения к водоснабжению всё было в порядке и в прошлом году (А), то вот с водоотведением стало лучше (В → А). Выросло, правда, количество процедур, нужных для подключения к канализации (С → D).
Что касается процедур по вводу объекта в эксплуатацию, то ситуация стала немного хуже. Среднее время получения разрешения выросло, теперь этот показатель относят к группе В, в 2022 году было А. Стало больше и процедур для получения разрешения (В → С). А вот удовлетворённость участников рынка процессом осталась на уровне B.
Хуже стала ситуация с арендой земли. Выросло как среднее количество времени оформления бумаг (В → С), так и количество необходимых для этого процедур (В → D), поэтому пострадала и удовлетворённость участников рынка (В → D). Важно отметить, что речь идёт об аренде земли без торгов. Когда проводятся аукционы, то дела обстоят лучше. Время получения участка в аренду, количество процедур и общая удовлетворённость не изменились, то есть остались на уровне B, А и С соответственно.
Подводя итоги «Регуляторной среды», отметим, что в 2023-м по сравнению с прошлым годом ухудшились 14 показателей по этому направлению, на прежнем уровне остались 10 параметров, а вот улучшили свой рейтинг всего лишь три позиции из 27.
