Хронограф

Конец Смуты: как Ярославль помог Михаилу Романову стать русским царём

И объединить всю страну.

4 ноября в России отмечается День народного единства. Для нашего города этот праздник имеет особенное значение, ведь Ярославль сделал много для преодоления Смуты, изгнания интервентов и воцарения на русском престоле дома Романовых. И неслучайно Ярославль был первым городом, в который Михаил Фёдорович Романов прибыл в качестве русского царя. Именно отсюда Михаил послал свою первую царскую грамоту — согласие на престол.

Сегодня в рубрике «Хронограф» мы расскажем подробнее о событиях того времени. Конец XVI — начало XVII веков — это страшные годы в русской истории, получившие название Смутного времени. Его вызвали, слившись воедино, сразу несколько негативных факторов из области экономики, политики, права и даже изменения климата в мире.

Назовём причины кризиса. Разорительная для экономики политика Ивана Грозного. Пресечение со смертью царя Фёдора Ивановича династии Рюриковичей. Смерть царевича Дмитрия, которую народная молва крепко связала с именем Бориса Годунова. Неверие в правомочность Бориса — «царь-то не настоящий». Вообще неверие в право после злоупотреблений опричнины. Несколько холодных неурожайных лет (нынешние исследователи связывают их с масштабным извержением вулкана в Перу, которое вызвало в Европе похолодание). Боярские интриги. Появление большого количества разбойных шаек, в которые сбивались обнищавшие крестьяне. Несколько самозванцев, появление которых раскалывало народ. Вторжение иноземцев с запада, севера и юга.

К моменту избрания царём Михаила Фёдоровича — первого Романова — русское государство фактически не существовало. На опустевших, забывших плуг землях творился разбой и беззаконие. Страна устала от непрекращающихся несчастий. И тогда народ поднялся на спасение России. Важную роль в этом деле сыграл наш город.

Ярославль в начале XVII века, несмотря на непрекращающееся разорение от поляков, казаков, воровских шаек, оставался сильным городом, одним из богатейших в центральной России. Ярославль, расположенный на перекрёстке важных торговых путей, торговал не только на внутреннем рынке, но и с Европой, и с Азией. Здесь были аккумулированы большие купеческие состояния. И неслучайно ополчение, ведомое Мининым и Пожарским, отправилось на Москву из Нижнего Новгорода через Ярославль.

Историк XIX века Константин Головщиков писал: «В начале апреля 1612 года Ярославль первым из городов русских увидел среди себя спасителей Отечества. Ярославцы вышли к ним навстречу с образами, приняли с восторгом, снабдив многих ратников из своих средств деньгами, съестными припасами и оружием, предложив всё, какое у них было, имущество в распоряжение князя Пожарского».

С приходом ополчения Ярославль на четыре месяца превратился в столицу России. Отголоском этого события является шапка Мономаха, которая увенчивает герб нашего города. Именно здесь собирались войска для освобождения Москвы. В Ярославле был сформирован и работал Совет всея земли — фактически «временное» правительство периода второго ополчения. В Ярославле хранилась «государева казна». Здесь печатали свои деньги — копейку. На ней, как символ возвращения к нормальной правовой жизни, был изображён последний Рюрикович — Фёдор Иванович.

Собирая ополчение, Ярославль превратился в огромный военный лагерь. Отряды бойцов стояли на важных стратегических направлениях. Одна часть ополчения защищала центр города — Спасо-Преображенский монастырь. Вторая располагалась за Которослью, близ Толчковской слободы, у Титова ручья, защищая дорогу с юга. Третья — неподалёку от церкви Петра и Павла (в районе нынешнего Октябрьского моста), защищая путь с севера.

Четыре месяца войска собирались в Ярославле со всей центральной России. Руководители ополчения решали отсюда важные тактические задачи, где перепиской, а где воинскими отрядами очищая пространство между Москвой и Новгородом от враждебных войск, разбойничьих русских, казацких и литовских шаек.

В августе 1612 года ополчение вышло из Ярославля и после нескольких месяцев боёв в конце октября полностью освободило Москву. Встал вопрос об избрании царя. Для этого было решено собрать великий Земский собор. Обсуждались разные варианты его сбора. Князь Пожарский предлагал избрать нового царя в Ярославле, под защитой стен Спасо-Преображенского монастыря. Но в конце концов остановились на Москве, как на древней русской столице.

В 1613 году земский собор начал свою работу. 700 делегатов — самое масштабное представительство от всех сословий русского народа — собралось в громадном Успенском соборе, чтобы провести выборы царя. Процесс шёл непросто и на реальной, как бы сейчас сказали, альтернативной основе. Сначала были отведены кандидатуры иностранных претендентов: польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III, шведского королевича Карла Филиппа, сына Карла IX, а также короля Англии и Шотландии Якова I. Обсуждалась кандидатура сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II.

Однако наиболее серьёзная борьба развернулась между кандидатами от боярских родов Голицыных, Мстиславских, Годуновых, Шуйских, Воротынских и других. Как мы знаем, русским царём стал Михаил Фёдорович Романов, сын боярина Фёдора Романова (будущего патриарха Филарета) и Ксении Ивановны, урождённой Шестовой (с 1601 года — инокиня Марфа).

В результате опалы, наложенной на род Романовых царём Борисом Годуновым, в 1601 году его родители были насильно пострижены в монашество. Нельзя сказать, что годуновская опала была ничем не вызвана: Фёдор Никитич Романов был прожжённый политикан и интриган и не всегда стоял на кажущейся нам сейчас «правильной» стороне. Неслучайно и опалу с Романовых как со своих «родственников» снял в 1605 году Лжедмитрий I. При нём же Филарет стал митрополитом Ростовским, а «тушинский вор» Лжедмитрий II сделал его патриархом. Впрочем, сам Филарет говорил, что в Тушине его держат как пленника и на патриаршем своём сане не настаивал.

В 1601 году пятилетний Михаил Романов был разлучён с родителями и сослан на Белоозеро. Вернулся в Москву он в короткое царствование Лжедмитрия I. В царствование Василия Шуйского Михаил Фёдорович получил чин стольника. Во время польской интервенции вместе с матерью будущий царь удерживался в Москве. После освобождения столицы в 1612 году он уехал с матерью в костромское вотчинное село Домнино.

В это время его, как одного из возможных претендентов на русский престол (ведь он помимо всего прочего был двоюродным племянником последнего Рюриковича, Фёдора Ивановича, по линии матери Фёдора — первой жены Грозного Анастасии Романовой), разыскивали то ли поляки, то ли запорожские казаки. Как мы знаем из оперы Михаила Глинки, будущий царь был спасён Иваном Сусаниным, который не выдал чужакам местопребывания Романовых.

Вернёмся к Земскому собору, который, перебрав все возможные варианты, остановился на Михаиле Романове. Эта кандидатура устроила всех. Многие считали, что Михаил Фёдорович станет слабым монархом, которым можно будет легко манипулировать.

Великий Земский собор, избрав шестнадцатилетнего Михаила царём, направил к нему посольство. Собор не знал, где именно он находится, и потому послам было сказано «Ехать к государю Михаилу Фёдоровичу царю и великому князю всея Руси в Ярославль». Уже из Ярославля посольство двинулось в Кострому. В Ярославле к нему присоединились многие горожане.

Ярославский историк Константин Головщиков пишет: «В Кострому посольство прибыло 14 марта; 19-го оно, убедив Михаила принять царскую корону, выехало вместе с ним из Костромы, и 21 числа все прибыли в Ярославль. Здесь все ярославцы и съехавшиеся отовсюду дворяне, дети боярские, гости, люди торговые с жёнами и детьми встретили нового царя с крестным ходом, подносили ему образа, хлеб с солью, богатые дары».

Михаил Фёдорович вместе с матерью — инокиней Марфой — и советчиками, среди которых выделялся князь Иван Черкасский и дьяк Иван Болотников, поселился в Спасо-Преображенском монастыре, в кельях архимандрита. Не только потому, что монастырь являлся намоленным местом. Он был ещё хорошо укреплён в военном отношении и представлял надёжную защиту.

23 марта 1613 года отсюда, из Ярославля, Михаил Фёдорович направил свою первую царскую грамоту, а именно — согласие Земскому собору на приятие царского венца. В Ярославле новоизбранный царь пробыл около месяца. По официальной версии, его пребывание в нашем городе связано с весенней распутицей. Однако она не мешала гонцам, которые ежедневно отправлялись из Ярославля в Москву и другие русские города, — Михаил Фёдорович начал потихоньку устанавливать в стране свои порядки. Отсюда он отправил князя Прозоровского и Вельяминова защищать Тихвин от шведов, идущих от Новгорода; отсюда распорядился послать войска против атамана Заруцкого, который шёл к Воронежу, ограбив украинские города.

В Ярославле 4 апреля юный царь отпраздновал Пасху. 16 апреля Михаил с матерью и свитой, получив благословение от Спасского архимандрита Феофила, при колокольном звоне всех ярославских церквей отправился в Москву. Двигался он неторопливо, провожаемый жителями города и начинавшими съезжаться отовсюду челобитчиками. 17-18 апреля царь был в Ростове, 22-23 апреля — в Переславле-Залесском, 26 апреля Михаил Фёдорович прибыл в Троице-Сергиев монастырь.

По дороге царь в режиме переписки решал вопросы с боярами и Земским собором. Как видно из сохранившихся писем, между Думой и окружением царя существовали напряжённость и споры, хотя они и были глубоко скрыты за этикетными фразами царских грамот и отписок Боярской Думы.

Находясь на пути в Москву, царь Михаил внимательно следил за тем, как воюют с атаманом Заруцким в рязанских и тульских землях. Другой напастью были казачьи разбои. Царю на них жаловались везде, где он ехал, от Ярославля до Москвы. Причём казаки грабили именно на тех дорогах, по которым ехали Романовы. Уже в Троице-Сергиевом монастыре были получены верные сведения, что казаки «переимали» дороги «на Мытищах и на Клязьме», напали на Дмитровский посад. Большой проблемой была и разруха в Москве. Царю буквально негде было жить там, поскольку все постройки стояли в запустении, и Михаил требовал привести их в порядок к своему приезду.

Михаил Фёдорович прибыл в Москву 2 мая. Однако окончательно легитимным его правление стало после торжественного венчания на царство, которое состоялось 11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского кремля.

Более 30 лет правил страной Михаил Фёдорович Романов. Вроде бы слабый и безвольный правитель, он тем не менее сумел вернуть многие утраченные в Смутное время территории, восстановить централизованное управление, провести реформу армии, продолжить освоение Сибири, наладить книгопечатание, основать первый железоделательный завод, пригласить иностранных специалистов, чтобы перенимать зарубежный ремесленный и экономический опыт. Главным итогом правления первого Романова стала нормализация жизни в России.

Царь никогда не забывал Ярославль, который дал ему приют в начале правления. Ещё в том же знаковом для него 1613 году Михаил Фёдорович дал Спасо-Преображенскому монастырю три жалованные грамоты, восстановившие его благосостояние, пострадавшее в Смутное время. В дальнейшие годы своего правления монастырь получил от царя ещё 15 жалованных грамот.

Константин Головщиков пишет: «В первые годы по воцарении Михаила Фёдоровича, до окончательного заключения мира с Польшей, Ярославлю с окрестностями и соседними городами нередко ещё приходилось переносить большие от поляков беспокойства, и в 1615 году Ярославль опять стал сборным пунктом для войск, снаряжавшихся против Лисовского, тревожившего тогда Углич, Кашин, Бежецк, Романов, Пошехонье и окрестности Ярославля».

В 1617 году на Ярославль пошли запорожские казаки, которых сюда послал польский королевич Владислав, претендовавший на русский престол. Прогнал их «с большим уроном» от нашего города боярин Иван Васильевич Черкасский.

В 1619 году из польского плена возвратился отец нового царя митрополит Филарет. Царь сделал его патриархом русской церкви, и начал править фактически вместе с отцом.

В 1620 году Михаил Фёдорович совершил «молитвенное путешествие» по городам центральной России, вновь посетив наш город. В Ярославле царь утвердил древние грамоты, жалованные местным церквям: Ильинской в Рубленном городе, Воскресенской и Спасонагородской в Земляном городе. Это упрочило их благосостояние.

Надо добавить, что Романовы не забыли поддержку ярославцев. Купцы, пожертвовавшие особенно большие суммы на ополчение, получили грамоты о привилегиях. В то время в нашем городе жила шестая часть всех купцов из Гостиной сотни — богатейших торговцев страны. В их руках сосредоточилась торговля со странами Запада и Востока. Город по-прежнему находился на перекрёстке купеческих дорог. В Ярославле насчитывалось около 30 иностранных коммерческих контор, он занимал третье место по торговому обороту после Москвы и Казани.

При первых Романовых Ярославль бурно развивается, растёт и строится. В течение XVII столетия в городе было построено более пятидесяти каменных церквей. Расцвет экономики привёл к увеличению городского населения. Значительно разросся посад, город кольцом окружили многочисленные слободы. По количеству населения Ярославль был тогда на втором месте в стране, уступая лишь Москве. XVII век, исторически начавшийся с избрания Михаила Романова русским царём, воистину стал «золотым веком» Ярославля.

Конец Смуты: как Ярославль помог Михаилу Романову стать русским царём
Вверх