Рассуждаем, кому их можно посвятить.
Тысячелетний Ярославль, казалось бы, насыщен историческими памятниками. Конечно, многое утрачено после восстания 1918 года, после борьбы с православием в предвоенные годы, после строительства в 1960-1990-е. Но всё же в нашем городе сохранилось немало церквей и старинных домов. Особенно по сравнению со многими другими российскими городами, пострадавшими во время Великой Отечественной войны. И туристу, приехавшему в Ярославль, безусловно, есть что посмотреть. Но речь в этом материале пойдёт не об архитектурных и исторических сооружениях, а о памятниках, стоящих на улицах.
Для чего в городах ставятся памятники? Они сохраняют историческую память общества, являются символами идентичности и культуры. Мемориалы позволяют отдать дань уважения людям и событиям, повлиявшим на историю страны или города. С их помощью воспитывается патриотизм и уважение к деяниям предков. Памятники создают уникальную атмосферу города как для его жителей, так и для гостей. Причём они привлекают туристов не только в силу исторической или культурной ценности, но и как объекты для фотографирования и предметы сувенирной продукции. Вот об этой стороне памятников — их туристической привлекательности — и хочется поговорить подробнее применительно к Ярославлю.
Вспомните ваши поездки в другие регионы. Всегда приятно помимо обязательных к посещению туристических мест прогуляться по улицам нового для себя города, посмотреть, как живут там люди и сфотографироваться на память. Причём не обязательно это должна быть фотография у стен храма или какого-то циклопического монумента. Посмотреть на них, конечно, интересно и полезно. Но для памятной фотографии хочется чего-то более уютного.
Нам нравятся памятники, соразмерные человеку. Например, в Нижнем Новгороде на Большой Покровской улице турист может присесть для фотографии на лавочку рядом с бронзовым Евгением Евстигнеевым. В Волгограде в сквере Александры Пахмутовой — сфотографироваться с «Девочкой с аккордеоном». А в Воронеже — встать рядом с «Котёнком с улицы Лизюкова». Хватает ли в Ярославле таких памятников? Вписанных в городскую среду, адаптированных для удобства людей, связанных с историей города? Давайте разбираться.
Сначала попробуем посчитать ярославские памятники, а затем посмотрим на них подробнее. Подготавливая этот материал, редакция попросила сведения в мэрии Ярославля. В департаменте городского хозяйства нам дали список памятников, на территорию вокруг которых обращается особое внимание при уборке. В КУМИ — список памятников, включённых в реестр муниципального имущества. Туда включено 82 памятника. Списки КУМИ и ДГХ не идентичны, поскольку не все артефакты находятся на муниципальном балансе. Часть установлена за счёт внебюджетных средств. Поэтому будем считать, что в Ярославле около 100 памятников. И конечно, не все из них скульптурные.
В нашем обзоре мы почти не затронем памятники, установленные на территориях предприятий, организаций и учреждений. Они, как правило, сделаны только «для своих» и не предназначены для осмотра туристами. В качестве примера приведём монумент «Стрижи», установленный в память о погибших игроках команды «Локомотив» в ботаническом саду Ярославского государственного педагогического университета имени Ушинского. Правда, памятник Александру Пушкину на территории школы № 43 и монумент «Хоккейное братство» у культурно-спортивного комплекса «Арена-2000» открыты взглядам всех желающих.
Памятные объекты на ярославских улицах можно разделить на несколько групп: памятники советской эпохи; мемориалы, связанные с Великой Отечественной войной; памятники знаменитым землякам; памятники, установленные в современной России. Конечно, это деление — своего рода условность, ведь, например, памятник маршалу Толбухину относится и к советской эпохе, и к Великой Отечественной войне, и к знаменитым землякам. Но тем не менее.
Великая Отечественная война явилась огромным потрясением для нашего народа. Поэтому самая большая группа городских памятников — мемориалы, связанные с военными годами. Наиболее известный из них — монумент в честь боевой и трудовой славы ярославцев (Вечный огонь) на бульваре Мира. А также памятники ярославцам — Героям Советского Союза, памятники воинам-ярославцам, мемориалы, памятные знаки и доски погибшим военнослужащим и жертвам блокадного Ленинграда. Сюда же можно отнести памятный знак подвигу лётчика Амет-Хана Султана на проспекте Авиаторов, зенитную пушку на площади Подвойского напротив Московского вокзала и противотанковый ёж в Тверицком бору.
Всего на улицах Ярославля расположено более сорока связанных с Великой Отечественной войной мемориалов. Несмотря на то что военные годы всё дальше уходят в прошлое, такие памятники продолжают появляться. Так, 3 сентября в Ярославле на улице Чайковского открыт мемориал «Память наших сердец», посвящённый героизму жителей Ярославской области. Он состоит из более чем семи тысяч фотографий ярославцев.
Следующая заметная группа — мемориалы советской эпохи. Это, например, монумент борцам за Советскую власть в Демидовском сквере и мемориал жертвам революции 1905 года на Донском кладбище. Но в первую очередь это, безусловно, памятники Владимиру Ленину, которых в Ярославле как минимум четыре. Увековечена в Ярославле память Карла Маркса, Георгия Димитрова, Феликса Дзержинского, Михаила Фрунзе и даже Юрия Гагарина (на территории носящей его имя школы № 74).
Небольшая, но очень значимая в силу своей художественной, краеведческой, культурной и туристической ценности группа памятников представляет наших земляков или людей, оставивших заметный след в истории Ярославля. Часть этих скульптур была установлена в советское время, часть — уже в новой России. Это памятники Фёдору Волкову, Николаю Некрасову, Леониду Трефолеву, Фёдору Толбухину, Максиму Богдановичу, Леониду Собинову, Савве Мамонтову.
За тридцать лет новой России в Ярославле установлено более тридцати памятников. Это, например, такие ставшие знаменитыми мемориалы, как памятник Ярославу Мудрому на Богоявленской площади и восстановленный на площади Челюскинцев Демидовский столп. Часть мемориалов предлагает вспомнить погибших земляков — сотрудников органов внутренних дел, ликвидаторов чернобыльской катастрофы, жертв политических репрессий, хоккеистов «Локомотива», военных финансистов, моряков-подводников и соловецких юнг.
Ряд памятников отсылают к роли Ярославля в Смутное время. В память об этом возведена часовня Казанской иконы Божьей Матери на Которосльной набережной. На территории ярославского музея заповедника (Спасо-Преображенский монастырь) расположены стела «Клятва князя Пожарского» и памятник копейке 1612 года. Ещё одним напоминанием о втором ополчении стал открытый в 2019 году памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на территории Кирилло-Афанасиевского монастыря. Эти памятники ориентируются уже в большей степени на гостей города.
Как и относительно новые памятники — скульптурная композиция «Святая Троица» около Успенского собора, «Романовская застава» на проспекте Ленина, памятник Петру и Февронии на Первомайском бульваре. Отсылкой к гербу Ярославля служат медведь-рыбак в парке 1000-летия Ярославля, «рычащий» медведь на Комсомольской улице, сидящий на лавке на улице Кирова медведь с секирой и медведь-нефтяник на Московском проспекте.
В первую очередь как туристический объект создавалась бронзовая карта Ярославля около церкви Ильи Пророка. Для лучшей навигации предназначены и специальные таблички, обозначающие границу исторического центра Ярославля, включённого в список всемирного наследия. Здесь же можно вспомнить и памятник-указатель нулевого километра в конце Революционной улицы.
Кажется, что на туристов ориентирован и памятник Афоне и Коле-штукатуру на Революционном проезде. Героев снятой в нашем городе комедии Леонида Гайдая «Афоня» можно увидеть на многих фотографиях из Ярославля. Нравятся гостям города также бронзовый кот около Мытного рынка на Депутатской улице, утиный выводок около Речного вокзала и арт-объект «Ай-ти, покрути» в начале Революционной улицы.
Вот, пожалуй, и все ярославские памятники. Хватает ли этого? Например, только на уже упоминавшейся Большой Покровской улице в Нижнем Новгороде располагается 17 памятников и скульптур, рядом с которыми можно сфотографироваться. Неужели в Ярославле с его тысячелетней историей нет других героев, память которых нужно увековечить? Нет других сюжетов, которые были бы интересны и поучительны как для местных жителей, так и для приезжих?
Мы спросили министра туризма Ярославской области Ольгу Габуеву, привлекают ли туристов, по её мнению, такие скульптуры, как памятник Евгению Евстигнееву в Нижнем Новгороде или девочке с аккордеоном в Волгограде? Её мнение как чиновника и как человека — хватает ли в Ярославле таких скульптур?
— Конечно, такие объекты привлекают внимание экскурсантов и самостоятельных туристов. Это и повод поближе познакомиться с регионом, лучше узнать нашу историю и культуру, а также сделать интересное селфи, — ответила Ольга Хаджимуратовна. — Считаю, что в Ярославле много интересных объектов, но не скажу, что достаточно. Конечно, чем больше их будет, тем лучше. С одной оговоркой: чтобы количество не сказывалось на качестве — уникальности и художественной ценности как самих объектов, так и исторических центров городов.
Эти же вопросы ЯРИНФОРМ задал главному архитектору Ярославля Артёму Цымбалову.
— Однозначно можно сказать, что людям памятники нравятся, — считает Артём Юрьевич. — Например, памятник Афоне на Революционном проезде пользуется огромной популярностью у гостей города. Памятники сами по себе придают особенность любому пространству, добавляют, так скажем, изюминку, вишенку на торте; делают пространство запоминающимся, изменяют его характер.
При этом главный ярославский архитектор уверен, что в городе есть другие проблемы, которые нужно решать в первую очередь.
— В Ярославле сохраняется острая нехватка пространства для молодёжи, для подростков и для занятий спортом в центре города, — думает Артём Цымбалов. — Ну и большая проблема с детскими площадками. Те, которые были установлены не так давно, уже пришли в негодность. Поэтому большие надежды на предстоящее благоустройство. Мало качелей, мало детских городков, мало спортивных уличных тренажёров. Я считаю, что в Ярославле есть чему уделить первостепенное внимание, а памятники — это действительно уже завершающий финальный этап благоустройства.
В завершение Артём Цымбалов добавил, что власти работают с памятниками по внешней инициативе, то есть люди обращаются, а мэрия согласовывает. Главный архитектор признал, что сложно запрещать людям устанавливать памятники, особенно за свой счёт.
Итак, нужно ли устанавливать в городе новые памятники? Мы в редакции считаем, что нужно. В Ярославле есть десятки — если не сотни! — людей, которые оставили яркий след в истории города и ещё не увековечены на его улицах. И у нас есть несколько вариантов героев и возможных мест для них.
Иван Вахрамеев, городской глава Ярославля в конце XIX — начале XX века. При нём в городе появились водопровод, электрическое освещение, трамвай, телефонная связь, были вымощены некоторые улицы, разбиты сады. Иван Александрович был состоятельным человеком, и если в городском бюджете не хватало денег на какое-либо благое начинание, глава добавлял из своих личных средств. Кстати, место для скульптуры легко найти рядом с домом Вахрамеева. Она прямо просится на небольшой бульвар, идущий от Демидовского сквера к Волжской Набережной.
Ещё один ярославский герой — бывший начальник уголовного розыска Марат Зайденшнир. Про него говорили, что только фамилия не дала ему стать начальником областной милиции. Но он раскрывал самые запутанные преступления и воспитал целую плеяду замечательных ярославских сыщиков. Памятник ему можно было бы поставить рядом с угловым входом в здание УМВД России по Ярославской области на улице Республиканской.
Уверены, что многие из читателей видели рисунки и гравюры Спартака Глушкова с видами Ярославля. Он запечатлел Волжскую набережную, Знаменскую башню, церковь Ильи Пророка, домик Болконского, дом Вахрамеева, многие улицы и бульвары города. Представляете, как было бы здорово изобразить художника рисующим наш живописный город и поставить его скульптуру неподалёку от беседки на Мякушинском спуске?
Перенесёмся ближе к нашему времени и вспомним Ивана Ткаченко. Уверены, что многие ярославцы и любители хоккея из других городов поддержали бы идею установки его скульптуры. Например, около дворца спорта «Торпедо». Пример Вани — не только спортивный, но и человеческий — очень нужен подрастающему поколению. Увидеть такой памятник приезжали бы и жители города, и туристы. Кстати, эта идея была близка к воплощению в 2020 году. Мэрия Ярославля провела конкурс на лучший проект памятника, собрала проекты и, по словам отца Ивана, Леонида Владимировича, — всё…
Есть ещё много людей и событий, достойных памятников. Например, мы думаем, что в Ярославле был бы уместен памятник участнику специальной военной операции. Не какому-то конкретному человеку, а обобщённому образу всех ярославцев, которые принимали и принимают в ней участие.
Мы предлагаем вам, наши читатели, тоже подумать, какие памятники нужны Ярославлю, и написать своё мнение нам на почту или в сообщениях на странице ЯРИНФОРМА во ВКонтакте.
