Со скрипом.
Накануне президент Владимир Путин заявил, что все российские чиновники должны ездить на отечественных автомобилях. Сделал он это на встрече с руководителями промышленных предприятий.
— Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного, наоборот, даже хорошо, всё это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей. Повышение качества жизни должно быть направлено именно на это. Импорт, конечно, нужен. Не должны мы от него полностью отказываться. Но какие-то базовые вещи должны быть ориентированы на отечественного производителя, — сказал глава государства.
По словам Владимира Путина, госзакупки иномарок для чиновников должны быть абсолютно исключены.
ЯРИНФОРМ считает: это отличная идея! Но, будем честны, не самая оригинальная. Ещё в конце прошлого века большой друг редакции Борис Немцов точно такую же мысль подсказал тогдашнему президенту Борису Ельцину. Было это в далёком 1997 году. Борис Николаевич тогда даже подписал указ, который преследовал сразу две цели: во-первых, экономию средств федерального бюджета, во-вторых, поддержку отечественного автопрома.

Борис Ельцин за рулём отечественного автомобиля. Фото: архив Кремля.
Выиграть от этого прежде всего должен был Горьковский автомобильный завод, где производились «Волги». Добавим, что Борис Немцов начинал карьеру именно в Нижнем Новгороде, который в советские времена назывался Горьким.
Увы, но идея Бориса Немцова поддержки у федеральных чиновников не нашла. Виноват в первую очередь был сам Борис Ельцин, который категорически отказался пересаживаться со своего Mercedes-Benz S-140 на отечественные машины.
По воспоминаниям очевидцев тех событий, около полусотни чиновников Кремля всё же последовали указу, но их ждало другое разочарование — в тот момент российскому автопрому было нечего предложить: ВАЗ-2105 и «Москвич-2142» выпуска 1997 года разгонялись до 100 километров в час аж за 20 секунд.

«Москвич-2142». Фото: autohs.ru.
— Новой модели «Волги» нет. Всё — старьё, — возмущался тогда управделами президента Павел Бородин. — Зимой в «Волге» замерзаешь, а летом задыхаешься от жары.
С Бородиным соглашался тогдашний первый зампред Госдумы Александр Шохин.
— Нахожу это решение популистским и лоббистским. Как известно, качество автомобилей «Волга» низкое, и они дороги в обслуживании, — говорил Александр Николаевич.
Ругал в тот момент отечественный автопром и ныне покойный Владимир Жириновский. В своей манере Владимир Вольфович предлагал позвать на помощь немцев, которые бы превратили Горьковский автозавод в филиал Mercedes. По мнению легендарного лидера ЛДПР, любой здравомыслящий чиновник всегда будет выбирать иномарку.
— Как «Волги» были в советское время плохие, так они плохие и сегодня. Эта машина не способна двигаться. Она холодная, слабая, — эмоционально высказывался на ток-шоу Владимир Жириновский, спорив как раз с Борисом Немцовым.
Сторонники у идеи тоже были. Защищали отечественный автопром вице-премьер Олег Сысуев и лидер «Яблока» Григорий Явлинский, который говорил, что «власть должна быть скромной, особенно когда народ бедный». Впрочем, даже защитники идеи Немцова жаловались на частые поломки той же «Волги». Поэтому предусмотрительный Григорий Явлинский держал в гараже сразу две «Волги»: как ломалась одна, он сразу же пересаживался на другую.

Григорий Явлинский и Борис Немцов, видимо, думают, как убедить коллег пересесть на «Волги». Фото: Николай Мошков/ТАСС.
Но хитрее всех (кто бы сомневался!) поступил Борис Березовский, работавший в тот момент заместителем секретаря Совета Безопасности. Он попросту заказал свою «Волгу» в Детройте. От отечественной машины, разумеется, осталось только название.
Борис Немцов от своей идеи не отступал долго. Он утверждал, что на «Волги» пересело около 80% чиновников в 60 регионах России.
— Испугавшиеся бюрократы по всей России тут же стали покупать отечественные автомобили, — говорил Борис Ефимович.
Отличился и тогдашний мэр столицы Юрий Лужков, который взялся за пиар завода «Москвич». Юрий Михайлович пересел на удлинённый седан «Князь Владимир» с двигателем Renault. По словам свидетелей тех событий, автомобиль был посредственный, но глава Москвы всё равно был доволен. Жалел Лужков только об отсутствии в машине автоматической коробки передач.

Мэр Москвы Юрий Лужков за рулём того самого «Москвича» на старте автопробега Москва — Омск — Владивосток — Москва. Фото: Алексей Панов / ТАСС.
Горьковский автозавод тоже не сидел без дела. Как стало понятно, чиновники не хотели ездить на классической «Волге» модели 3110. Поэтому уже в 1998 году был выпущен ГАЗ-3111, правда, в качестве эксперимента. Но по сути, от своей предшественницы новая модель отличалась только дизайном и передней рычажной подвеской. Позднее идея получила продолжение в виде Volga Siber, машину выпускали с 2008 по 2010 годы. Некоторое время эти автомобили централизованно приобретали для своих подразделений МВД и МЧС.
Кстати, неверно считать, что в России никогда не было машин представительского класса. Например, Завод имени Лихачёва выпускал знаменитые ЗИЛ-4105. Их производили вплоть до 2000 года, а отдельные модификации по типу лимузина ЗИЛ-41052 — до 2002-го.

Легендарный ЗИЛ-4105. Фото: 2drive.ru.
Но вернёмся к теме материала. После продолжительных дискуссий Борис Ельцин в итоге собственный указ отменил. Мечта пересадить чиновников на отечественные автомобили продержалась всего два года — до 1999-го.
Через 13 лет, в 2012 году, президент Владимир Путин издал указ об использовании отечественных машин в качестве представительских. Впрочем, дело хоть и сдвинулось с мёртвой точки, но сам президент продолжал использовать Mercedes и Maybach. Очевидно, поэтому и чиновники отечественные автомобили не выбирали. По-настоящему поворотный момент произошёл в 2018 году, когда был представлен Aurus. В том же году Владимир Владимирович и стал на нём ездить.

Президент России Владимир Путин и президент Арабской Республики Египет Абдельфаттах Сиси сидят в Aurus. Фото: архив Кремля.
Однако «не президенты» продолжали выбирать иномарки. Дело в том, что каждый экземпляр Aurus собирался по старой советской традиции чуть ли не вручную, поэтому стоили автомобили как десять (а в лучшие годы и 20!) Toyota Camry, которую так любят российские чиновники.
Правительство Ярославской области в этом плане не отличается. В гараже исполнительной власти региона отечественные машины можно отыскать с трудом. Например, пару «Газелей» и ПАЗик.
Кстати, недавно региональное правительство объявило закупку шести иномарок за 27 миллионов рублей. По описанию аукциона сразу стало понятно, что речь идёт о новеньких Toyota Camry производства 2022 года. Срок поставки техники — до 15 декабря 2023 года. Поэтому у ярославского правительства ещё есть шанс прислушаться к Владимиру Путину и переориентироваться на что-то отечественное.
В заключении хочется отметить, что идея пересадить чиновников на отечественные автомобили кажется нам разумной. Правда, моментально это точно не произойдёт. И кроме слов президента потребуются официальные распоряжения. И — самое главное! — нужны будут качественные отечественные автомобили. Если же их не будет, то всеми правдами и неправдами чиновники (они же тоже люди!) будут стремиться приобрести хоть и по параллельному импорту, но иномарки.
С другой стороны, спрос рождает предложение. И вливание бюджетных средств в отечественную автомобильную промышленность может помочь. В конце концов, не дело за государственные деньги кормить немецких и японских рабочих. Так что российские автопроизводители должны попробовать занять эту нишу.
Поэтому будем надеяться, что идея выгорит. Ведь Владимир Путин — это далеко не Борис Ельцин. А вот Бориса Немцова с его взглядом на российскую действительность — по-настоящему не хватает.

ЗИЛ-111. От такой машины точно бы не отказался и Владимир Путин. Фото: Stas Kozlovskiy.
