Интервью

Ярославский продюсер Юрий Ваксман: Кризис российского кино — закономерный итог погони за рейтингами

Фото: архив ЯРИНФОРМ

«Нужно снимать для людей, а не ради красивых цифр».

Российское кино всю постсоветскую эпоху принято сравнивать с западными фильмами. В Голливуде и бюджеты больше, и актеры мировой величины, и снимать там якобы умеют. А вот у нас все не то и все не так: в прокат выходят картины, на которые не идет зритель. Поэтому редкое кино, снятое отечественными компаниями, собирает приличную кассу.

Причин у такого состояния российского кинематографа много. В частности, до ухода мировых прокатчиков большинство фильмов в кинотеатрах были западными. В таких условиях соревноваться отечественным картинам было непросто. Однако времена изменились, теперь редкий фильм, снятый где-то за пределами России, официально выходит у нас. Но нельзя сказать, что это сильно изменило ситуацию.

Например, режиссер Никита Михалков видит проблему в отсутствии в России крепких сценаристов. Он неоднократно поднимал этот вопрос, заявляя, что попытки догнать Запад привели к кризису идей. Голливуд приучил к зрелищности и скромному сюжету, российский же зритель, считает режиссер, всегда ходил в кино за смыслами.

ЯРИНФОРМ пообщался с ярославским актером и продюсером Юрием Ваксманом, чтобы узнать его мнение на этот счет и понять, что может изменить ситуацию к лучшему.

— Юрий Михайлович, ваш коллега Никита Михалков заявил, что одна из ключевых проблем отечественного кино — это дефицит сценаристов. Глядя на то, что выходит на экранах, с этим нельзя не согласиться. Но только ли в сценаристах дело? Как себя чувствует актерский цех?

— С количеством актеров у нас проблем нет, а вот с качеством — большие. У нас есть серьезные театральные вузы, которым не хватает грамотных педагогов. Люди старой закваски знают школу, могут ей научить, но они все в столичных вузах, в провинции их можно пересчитать по пальцам. Поэтому, если молодой человек или девушка хочет связать свою жизнь со сценой, в первую очередь нужно смотреть на мастера, к которому поступаешь. Это, поверьте, настоящая инвестиция в свое будущее.

Что же касается сценаристов, то Никита Сергеевич прав — это катастрофа. Самая настоящая, и это не преувеличение. Их нет. А кино — это сценарий, сценарий и еще раз сценарий. У нас нет школы, которая была в советское время. И дело не в том, что кто-то куда-то уезжает. Из России, пожалуй, уехал 0,0001% талантливых людей. Остальные все здесь. Просто в какой-то момент люди разучились писать хорошие, крепкие сценарии. Сделать очередной сериал про ментов, которые, кстати, иногда бывают хорошие, выгоднее, чем корпеть над сюжетом полного метра. Рейтинги и зрительский трафик сейчас на первом месте, когда весь сценарий — это жвачка для мозгов. Пришел вечером, сел перед телевизором и включил седьмой сезон похождений капитана N в городе Z с напарником V. И все! Зачем стараться писать, если можно одними и теми же клише пичкать зрителя каждый сезон.

— Прямо сейчас в Америке бастуют сценаристы, к которым присоединились актеры. Кризис обещает быть затяжным, из-за чего уже остановилось производство многих шоу, сериалов и фильмов. Может, в России не хватает такой же цеховой солидарности?

— Ну что вы! У нас такое тоже возможно, но смысл-то какой? Там они себе денег больше просят. Ладно, их право. Но нам-то против чего бастовать? Вы меня поймите правильно. Мы сами себя загнали в ситуацию, в которой находимся. Как бы сейчас это ни звучало, но я считаю, что нам нужно возвращаться к идеологии. И даже к цензуре.

— Цензура и идеология приведут к еще большим проблемам…

— Ни в коем случае. Запреты и ограничения учат людей креативному подходу, смыслам, образам, называйте как угодно. Человек по природе ленив, и если у него открыты все пути, то он выберет самый короткий. В нашем случае короткий путь — это путь к безликому, глупому и неинтересному кино.

Если непредвзято взглянуть на кинорынок той же Америки, то вы удивитесь, но там 80% фильмов, если не больше, про прославление Соединенных Штатов. И правильно делают! А мы живем патриотическими фильмами Советского Союза. Нам нужно новое свое. Конечно, мы с этой инициативой опоздали лет на 30, но лучше поздно, чем никогда.

Остро, конечно, стоит вопрос качества картин. Не нужно делать так же примитивно, как бывает в Америке. Солдат пошел, спас ребенка, на ветру развевается звездно-полосатый флаг. Нам нужна мысль, глубокая мысль. Нужно, чтобы фильмы делались от человека к человеку человеком. Как человек пришел к патриотизму и любви к Родине. Вот какой сюжет нам нужен. Кино должно притягивать, очаровывать и в первую очередь заставлять думать.

Все самое плохое с киноиндустрией, на мой взгляд, происходит потому, что у нас нет идеологии. Советская давно сгинула, а новой не появилось. Люди в стране должны знать, зачем они живут, за что борются и так далее. То, что сейчас выходит на экраны, это ужас. Это зачастую просто невозможно смотреть. Поэтому я и считаю, что должна быть та мысль, идеология, которая бы направляла творца, давала ему ориентир, чтобы он к чему-то светлому стремился.

— То есть пора возрождать худсоветы?

— Ну нет, худсоветы — это необъективный орган, который будет работать, как коррупционный автомат. Занес денежку — кино одобрили и тому подобное. Вероятно, такой формат — и я сейчас не о взятках! — может подойти для картин, снятых за государственные средства. Тут да, пускай будет худсовет, ведь он будет заинтересован в качестве продукта. За частные деньги, пожалуйста, пусть выходит, что захочет. Если снимут откровенный шлак, то им просто прокатное удостоверение не дадут.

— Так, может, надо просто лучше рекламировать хорошее русское кино? Тогда и рейтинги будут, и зритель научится ценить качество…

— Я вам так скажу. То, что мы потеряли поколение, это все из-за того продукта, что мы выпускали. Увидели, что рейтинги летят и начали снимать не пойми что. Это невозможно смотреть, зато рейтинг хороший. Вместо того, чтобы сразу себе задрать планку качества, мы гнались за цифрами. Если бы сразу снимали хорошо, то и зритель бы привык смотреть умное и глубокое кино. Даже те же детективы. И ментовские боевики могли бы выглядеть серьезно. Мы сами планку занизили, мы пошли за зрителем. Как говорится, пипл хавает, а другого нам и не надо. Мы сами виноваты! А мы такое создавали, потому что заказы такие давали. И рейтинги высокие, и кино сразу гениальное, потому что рейтинги высокие. А оно отвратительное на самом деле, просто из-за хороших цифр об этом скромно молчат.

От этого и качество зрителя мы потеряли. Но нельзя обвинять зрителя, что он не смотрит хорошее кино. Это мы его приучили, нам за это нужно отвечать. Поэтому все в руках кинематографистов, в наших руках. Не нужно ждать у моря погоды или послания свыше, нужно перестать считать рейтинги, нужно начинать воспитывать зрителя.

Есть у меня ощущение, что процесс перестройки начался. Но он займет не один год и даже не два. Нужно набраться терпения и ходить на хорошие фильмы, снимать хорошие фильмы. Тогда что-то изменится.

Вверх